Здесь Вы можете найти ответы на некоторые вопросы, часто возникающие при знакомстве с полиграфическим производством.

Что такое офсет, шелкография и цифровая печать и чем они отличаются?

Обращаясь в типографию, заказчики часто слышат слова «офсет», «цифра», «шелкуха». За этим профессиональным сленгом стоят разные технологии нанесения изображения на бумагу. У каждого из них есть свои преимущества, ограничения, недостатки и особенности.
Если тираж ваших листовок или буклетов превышает тысячу экземпляров, то, скорее всего, это будет офсетная печать. В основе этого способа печати лежит принцип переноса (offset) красочного слоя со специальной формы на бумагу специальным офсетным валом. Важно понимать две особенности этого способа печати. Первая заключается в том, что при прохождении через валы на бумагу можно нанести только одну краску. Для нанесения второго цвета нужно фактически напечатать еще раз, нанеся второй слой краски поверх существующей. А для того, чтобы получить так называемое полноцветное изображение, нужно нанести четыре слоя базовых цветов. То есть фактически напечатать четыре раза. А иногда бывает нужно нанести 5 или 6 различных красок. И, конечно, пропорционально растет и стоимость готового изделия.
Вторая особенность офсетной печати заключается в том, что для каждого изделия требуется существенная специфическая подготовка: деление полноцветного изображения на отдельные краски, изготовление фотоформ для каждого цвета, подгонка печати для совмещения красок на готовом изделии. Все это требует времени и увеличивает цену тиража вне зависимости от того сколько нужно напечатать, 10 листов или 100000.
Преимуществами офсетной печати является высокое качество печати и низкая стоимость изделия при условии большого тиража. Особо следует отметить возможность снижения стоимости печати за счет ограничения количества наносимых цветов. Офсет позволяет печатать строго определенным цветом (Pantone) и особыми красками (металлизированными, флуоресцентными).

Если Вы приходите в салон оперативной печати, то почти наверняка там печатают «на цифре». Строго говоря, цифровые технологии сегодня проникают во все виды печати, но то, что определение цифровая печать закрепилось именно за этим видом печати, объясняется тем, что для начала печати тиража необходимо всего лишь отправить правильно сделанный макет в электронном виде на цифровой вход печатной машины. Нет никакой необходимости в индивидуальной подготовке форм и приладке, нет разницы в том, сколько цветов на листе, сколько всего листов нужно напечатать - стоимость одного изделия остается почти неизменной. Фактически, современная цифровая печатная машина – это большой, высококачественный и быстрый лазерный принтер.
Но эти преимущества имеют и оборотную сторону в виде некоторых ограничений. Любое изображение при этом способе печати формируется из четырех базовых цветов (тонеров). В отличие от офсета нет возможности заменить цвет или добавить еще один. В результате цветовой диапазон цифровой печати ограничен имеющимися тонерами. Более того, этот метод печати не гарантирует точного попадания «в цвет». Даже на одном тираже составной цвет может чуть-чуть «плавать» от нагрева или остаточного засвета валов. Еще сложнее получить один цвет на оборудовании разных производителей: у каждого производителя свои «порошки». Но у этого вида печати есть два неоспоримых преимущества: скорость печати и низкая стоимость отпечатка при малых тиражах. Поэтому, если вам нужно 100 листовок прямо сейчас – альтернативы просто нет.

Если Вам нужно напечатать на пластике, фактурной или темной бумаге, металле, то Вам предложат шелкографию. В отличие от других распространенных способов печати, в этом случае на поверхность наносится большое количество краски, которая полностью укрывает поверхность. В результате появляется возможность получить заданный цвет на любой поверхности, в том числе, например, напечатать белые буквы на черном фоне. Суть этого метода заключается в том, что краска наносится через трафарет и специальную сетку, регулирующую количество краски. Главными недостатками этого способа являются относительно высокая стоимость отпечатка и невозможность создания плавных переходов цвета. Но у шелкографии есть важные преимущества: любой цвет наносится практически на любую плоскую и твердую поверхность.

Почему цифровая печать не печатает на темной бумаге?

В цифровых печатных машинах для создания любого цвета используются четыре красителя базовых цветов: голубой, красный, желтый и черный. Эти красители рассчитаны для нанесения на светлую поверхность. И если в офсетную машину можно залить белую или любую другую светлую краску, то изображение, полученное на цифровой печатной машине, не может быть светлее естественного цвета бумаги и если цвет бумаги черный, то и все, что на нем напечатано, тоже будет практически черным.
Похожая проблема возникает и с офсетной печатью. Там используются краски на водной основе, которые активно впитываются в бумагу, смешиваясь с её естественным цветом и другими красками. С одной стороны, именно это позволяет создавать высококачественные полноцветные изображения, но с другой – цвет поверхности всегда «просвечивает» и изображение не может быть светлее изначального цвета бумаги. Если бумага будет зеленой, то и все напечатанное на ней офсетным способом будет с зеленым оттенком.

Фольгирование и тиснение фольгой – в чем разница?

Существует две технологии нанесения фольги на бумагу. Тиснение фольгой предполагает изготовление специального штампа (клише) по форме нужного изображения. С помощью пресса клише с огромной силой вдавливает фольгу в бумагу. В тех местах, куда давит форма, фольга и бумага деформируются и спаиваются друг с другом.
При фольгировании изготовления штампа не требуется. На бумагу сначала наносится изображение специальным тонером. Затем листы бумаги и фольги прокатывают через горячие валы, и тонер приклеивает фольгу в нужных местах. В результате этот способ позволяет нанести фольгу быстрее и дешевле.

Что такое «готовый макет»?

Для того, чтобы запустить печатную машину, нужно подготовить для неё задание – электронный файл определенного формата и учитывающий все технологические особенности, как самой печати, так и необходимых операций послепечатной обработки: резки, брошюровки и т.д. Создать электронный документ можно с помощью большого числа программ. Но сделать этот документ таким, чтобы его правильно напечатала типографская машина, могут только несколько программ: Adobe Illustrator, Adobe InDesign, QuarkXPress и CorelDraw. Кроме того, макет, сделанный в указанных программах, должен удовлетворять ряду требований, учитывающих особенности полиграфического производства.
К сожалению, все другие файлы и изображения являются только эскизами будущего изделия и требуют профессиональной работы дизайнеров и верстальщиков.

Что такое вылеты?

Все технологии печати наносят изображение на внутреннюю часть листа, оставляя поля без изображения. Для того чтобы получить изображение или просто ровный слой краски до самого края листа, сначала печатают на чуть большем листе и затем отрезают лишнее. При этом обрезается не каждый лист отдельно, а пачка листов. Для того, чтобы гарантированно обрезать поля, режут чуть больше, отрезая и немного напечатанного изображения. Это должно учитываться при подготовке макета: все, что на готовом изделии должно доходить до края в макете нужно делать больше с таким расчетом, чтобы картинка или цветное поле выходило за край будущего изделия на несколько миллиметров. Эта «лишняя» часть и называется вылетом.

Почему многостраничные издания называются по-разному? Чем отличаются буклет, брошюра, проспект, каталог, книга и журнал?

Изготовить «книжку» из нескольких страниц можно разными способами. Изделия с разной конструкцией и называются по-разному. Кроме этого, собственные названия имеют издания с особыми свойствами или назначением.
Буклет – это один лист бумаги, сложенный в два или несколько раз. Размер и количество сгибов может быть практически любым. Наиболее распространены два варианта. Это лист большого формата сложенный один или два раза до размера стандартного листа А4. Второй распространенный вид буклета – это лист А4, сложенный по двум сгибам до размера 100х210 мм. Операция по сгибанию в полиграфии называется фальцовкой. Для того, чтобы качественно складывать плотные и жесткие виды бумаг, часто применяют дополнительную операцию – ударяют лист специальным штампом, который проминает бумагу в местах будущих сгибов. Эта операция называется биговкой. Таким образом, если вы хотите получить высококачественный буклет, то на профессиональном языке ваш заказ должен быть описан следующим образом: буклет из листа А4, два фальца, биговка. Но если вы хотите немного сэкономить, то вы можете просто заказать печать листов А4, и уже сами сложить их втрое. Или заказать один из двух вариантов: лист с биговкой (получаете листы с намеченными местами будущих сгибов, но не сложенные) или буклет с фальцовкой (получаете уже сложенные в типографии буклеты).
Брошюра – многостраничное издание, в котором отдельные листы соединены между собой (сброшюрованы). Методов брошюровки множество, наиболее часто встречаются скрепление на металлическую скобу, на клей, с помощью различных пружин и зажимов. Особенность брошюровки на скрепку состоит в том, что сначала печатают на бумаге большого формата, потом её складывают (фальцуют), а в местах сгибы соединяют скрепками. Поэтому в такой брошюре количество листов всегда четное, а количество полос (поверхностей, на которые можно нанести изображение) кратно 4.

Что такое полоса? Сколько полос в брошюре?

В полиграфии полосой называют плоскую поверхность листа бумаги. На одном листе таких полос две. Чаще всего полоса является синонимом страницы: если в книге 24 страницы, то и полос 24. Но иногда бывают и расхождения. Например, если страницы не учитывают обложку. В зависимости от способа переплета, количество полос в многостраничном издании всегда кратно 2 или 4. Последнее верно, если брошюра изготавливается путем сложения больших листов и переплетается на скрепку по сгибу. Тогда брошюра форматом 300*210 и объемом в 16 страниц на самом деле будет состоять из 4 листов размером 300*420, сложенных пополам. На каждом таком большом листе содержится четыре полосы.
А вот если мы возьмем распространенный вид буклета, то на одном листе, сложенном по двум сгибам, получится 6 полос на одном печатном листе.

Почему, чем больше тираж, тем ниже цена за один экземпляр?

Стоимость тиража складывается из нескольких частей. В общем случае это стоимость расходных материалов, затраты на производство, включающие амортизацию оборудования и рабочее время специалистов, потраченное на подготовку печати, саму печать и послепечатную обработку, а также затраты на организацию работы производства и обслуживание клиентов. Таким образом, часть затрат зависит от количества отпечатанных экземпляров, а часть практически не зависит от тиража. Для некоторых видов печати, например, для офсетной, постоянные издержки существенно выше – при любом тираже требуется подготовка макета к печати и изготовление форм. Соответственно, стоимость любого тиража не может быть ниже определенной суммы. Но с ростом числа копий постоянные расходы распределяются между ними и цена одного экземпляра снижается.

Что такое CMYK, Pantone, RGB?

Из школьного курса физики известно, что почти все цвета можно разложить на составляющие, так называемые базовые цвета. Так из 3 базовых цветов (красного, зеленого, голубого) формируется картинка на экране цветного телевизора или монитора компьютера. Соответственно любой цвет, отображаемый на экране, описывается интенсивностью свечения красного, зеленого и голубого цвета. Эта система формирования цвета описывается стандартом RGB (Red Green Blue), интенсивность каждого компонента меняется от 0 до 255. Важно понимать, что чем выше значение каждой составляющей, тем ярче и светлее цвет. И белый цвет в этой системе имеет формулу 255-255-255.
В полиграфии используется принципиально иная система описания цвета. И виноват в этом не заговор полиграфистов, а иной принцип формирования цвета на листе бумаги. Экран испускает свет различных цветов, а изображение на бумаге отражает тот свет, который падает на неё от внешних источников. Кстати, поэтому реальный цвет, получаемый в результате печати, сильно зависит от характеристик бумаги: её цвета, фактуры поверхности. Для описания цвета напечатанного изображения используется система CMYK. Несмотря на то, что в формуле CMYK фигурируют близкие к системе RGB названия – голубой (циан), пурпурный (маджента) и желтый, - величины этих параметров говорят о том, сколько света было поглощено. И максимальные значения (для CMYK – 100) соответствуют наиболее темному цвету. А белый обозначается в CMYK как 0-0-0-0.
Из-за принципиально разной физической основы двух стандартов, цвет, сформированный в системе RGB просто невозможно напечатать. Кроме того, у системы RBG больше так называемый цветовой охват. То есть в RGB цветов больше, чем в CMYK, они более яркие и сочные.
К сожалению, система CMYK не охватывает всех возможностей современной полиграфии. Кроме того, система CMYK не гарантирует получение одинаковых цветов при печати разными способами и на разных бумагах. В связи с этим, в настоящее время используется сразу несколько стандартов описания цвета. Наибольшую популярность имеет разработанная в середине XX века американской фирмой Pantone Inc система подбора цвета Pantone. Эта система представляет собой наборы образцов цвета для разных условий печати, например, для мелованной или матовой бумаги, металлизированных красок и т.д. Этой системой пользуются тогда, когда требуется более точное воспроизведение требуемых цветов. Однако необходимо понимать, что ни одна система описания цвета не гарантирует абсолютно точной повторяемости цветов для разных условий печати.

У меня на мониторе другой цвет, почему?

Как уже было сказано выше, на мониторе и в печати цвета имеют принципиально разную физическую природу. На специальных профессиональных мониторах, с помощью дорогих технологий и специальной системы калибровки, цвета приближены к тому, что мы увидим на печати. Причем калибровать профессиональные мониторы приходится для каждой конкретной печатной машины. Обычные мониторы, используемые в офисах, такое совпадение обеспечить не могут в принципе. В них отображение цвета просто другое. В связи с этим «напечатать как на мониторе» чаще всего просто невозможно. Более того, один и тот же цвет в электронном макете разные мониторы будут отображать по-разному, в зависимости от качества экрана и его настроек.
В связи с этим, если цвет очень важен для вас, не стоит доверять даже профессиональному монитору, нужна цветопроба.

Что такое 4+4 и 4+0 и 1+1

Это количество красок на одной из сторон листа. То есть 4+0 это печать CMYK (полноцветная) на одной стороне, а 4+4 — полноцветная печать с двух сторон. 1+1 — соответственно печать одной краской с двух сторон, например, черно-белая печать.

Сколько стоит сделать макет на А4, А5, визитку?

Ответить на этот вопрос очень сложно. Даже просто невозможно. Стоимость макета зависит не от его формата или назначения, а от времени, которое дизайнер потратит на его выполнение. При этом для одной визитки достаточно просто подобрать шрифт и расположить надписи, а для другой может потребоваться создание индивидуального стиля, поиск и обработка изображений. Кроме того, в стоимость макета может войти цена авторских изображений и лицензионных шрифтов. Поэтому для определения цены макета всегда требуется подробное обсуждение конкретных требований и сложности будущих работ.

Что такое евро-открытка и евро-конверт?

Это широкоупотребительное название конвертов размером 220х110 мм, куда вкладываются приглашения или открытки формата 210х100 мм.

Что такое цельнокройные папки и с приклеенным карманом?

Цельнокройные папки делаются из цельного листа формата А2, путем высечки на прессе. В штамп уже заложены все кармашки и замки. После высечки их можно сложить. Так как цифровая печать ограничена форматом А3, то такие папки можно печатать только офсетным методом печати, а значит, их нецелесообразно заказывать тиражом менее 300-500 штук. Возможно также изготовление таких папок из дизайнерского картона и печать методом шелкографии.
Папки с приклеенным карманом печатаются цифровым методом, на картоне А3 формата, в котором делается один сгиб. Карман изготавливается отдельно и вклеивается в папку. Достоинство таких папок — можно достаточно быстро сделать любой тираж, даже 1 штуку. Но есть и ограничения — карман одной формы, не нем нельзя печатать, и он из одного вида картона.

Какой максимальный формат цифровой печати?

Максимальный формат цифровой печати обычно составляет чуть более формата А3, так, чтобы можно было печатать А3 со всеми полями и технологическими припусками. Но наша машина может печатать более длинные форматы — 320х1200 мм.

У вас есть понятие минимального заказа? От какой суммы вы выставляете счет и заключаете договор?

Да, у нас минимальный заказ стоит 250 руб, даже если вам нужно скопировать всего 1 лист А4. Это связано с затратами на организацию работы типографии и офисов. Счет мы выставляем от 500 рублей, до этого предела выдаем кассовый чек. Договор заключаем от 5000 руб.

Что такое дизайнерская бумага?

Это специальные сорта бумаги, отличающиеся от традиционной офисной или той, на которой печатают журналы не только плотностью, но и цветом, отделкой, рельефом, специальными эффектами. Например, темно-синяя, перламутровая, металлизированная, с фактурой кожи или вкраплениями волокон. Обычно дороже в разы, чем обычная офсетная и мелованная. Но на небольших тиражах, где составляющая бумаги в конечной цене невелика, ее использование не сильно бьет по карману, но придает отличный вид полиграфической продукции, например, визиткам.

НАШИ ОФИСЫ:
Кузьминки +7 (495) 740-00-77
Арбат +7 (495) 744-45-45
проспект Мира +7 (495) 795-65-20
Люберцы +7 (495) 755-41-54
ПУНКТЫ ВЫДАЧИ ЗАКАЗОВ:
Раменское Балашиха
Одинцово Подольск
Химки
Воронеж
© ООО «Компания ИРМ-1», 2016